
В Год семьи и в преддверии Дня семьи, любви и верности мы хотим рассказать о династиях в профессии. Наша собеседница - Алёна Владимировна Соколова, учитель географии средней общеобразовательной школы №12 им. Героя России А.И. Потапова.
- Здравствуйте, Алёна Владимировна, расскажите о себе.
- Родилась и выросла я в г. Вольск-18, там же окончила среднюю школу №13, которую впоследствии переименовали в школу №24. Именно в школьные годы и проявилась моя любовь к этому предмету. За это огромное спасибо моему учителю географии, она заметила во мне тягу к знаниям и стала направлять. Мы с ней даже защитили научную работу по географии, которая стала победителем на федеральном уровне. После школы была учёба в Саратове по специальности «Инженер лесного хозяйства». Позже - переподготовка в институте повышения квалификации уже по педагогической специальности. Сейчас я не только учитель географии, но и мама двух прекрасных сыновей - старший перешёл в третий класс, а младший в прошлом году пошёл в детский сад.
- У каждого человека есть своё настоящее и прошлое. Расскажите, кто был родоначальником Вашей династии педагогов?
- Мои родители педагоги, братья папы также педагоги, один до сих пор продолжает преподавать в школе. Все они - учителя физкультуры.
- Алёна Владимировна, а каков общий педагогический стаж на всех членов семьи?
- У моего папы педагогический стаж был больше 40 лет, у мамы уже больше 35 лет. Мой общий стаж работы в школе 8 лет, в данной должности 3-й год. Получается, что уже больше 80 лет наша семья в сфере образования.
- Вы из семьи педагогов, продолжили династию. Никогда не было мыслей пойти куда-то ещё, не в педагогическую сферу?
- Да, конечно такие мысли были. Так получилось, что в детстве, я не ходила в детский сад, а всё время проводила вместе с родителями в школе. И я видела, как им тяжело работать, ведь они были заняты целый день - уроки в две смены, потом секции и методическая работа. Тогда я для себя решила, что никогда не буду работать учителем, ведь это огромная ответственность за детей, бесчисленная документация, которую нужно заполнить. Но у судьбы были свои планы, и так получилось, что сейчас я работаю в школе, преподаю географию. Даже заканчивая школу, я хотела сдавать этот предмет, но в последний момент, сделала выбор в сторону биологии. Наверно я все таки хотела попробовать себя в другой сфере, а не в педагогике, с которой была знакома с детства.
- Как Вам кажется, проще ли учиться на педагога тем, кто с детства находился среди них?
- Те, кто родился в семье учителей, знают эту работу, можно сказать, изнутри, понимают всю степень ответственности и что их ожидает. Получается, продолжатели династий делают осознанный выбор. В какой-то степени в семье учителей легче прийти к этой профессии. Конечно, после окончания школы мама меня уговаривала все-таки присмотреться к профессии учителя, но тогда я была непреклонна.
- Что Вы помните из своей студенческой жизни?
- Самые яркие воспоминания связаны с прохождением практики. Так как я училась на инженера лесного хозяйства, она традиционно проходила в разных лесах Саратовской области. Это был интересный опыт, ведь мы могли применить полученные знания и узнать много нового. Но когда я окончила институт, поняла, что такая работа не для меня. Для меня важно общение с другими людьми, а моя специальность подразумевала это в меньшей степени. Так я стала учителем.
- Кто был самым главным педагогом в Вашей жизни? Человеком, с которого нужно брать пример? Кого можете назвать ориентиром в вашей профессии?
- Безусловно, это мой папа. Он был прирождённым учителем, сотни мальчишек и девчонок благодаря ему стали заниматься спортом. Он помогал, давал советы, когда я только начинала свой педагогический путь в школе.
- Алёна Владимировна, помните ли Вы свой первый рабочий день в школе?
- Да, я его помню очень хорошо. Я пришла в школу с 1 сентября, и уже в первый рабочий день у меня было 7 уроков. Это была сразу боевая закалка, но я справилась. Дети, конечно, сначала настороженно ко мне относились, кто-то сразу решил проверить на прочность мои нервы. Но я была к этому готова и сложности не возникло. Сейчас мое расписание составлено так, что у меня есть практически все параллели каждый день.
- Расскажите о своём опыте работы в школе.
- У меня не было страха работать с детьми, ведь я уже работала в школе в г. Вольск-18, поэтому в нашу школу пришла уже имея опыт преподавания. Единственно, конечно было тревожно из-за того, что на мне будет ответственность за такое большое количество детей с 5 по 11 классы. Ведь это дети разного возраста, у каждого свой характер, переходный период. Молодому учителю, конечно, в этом плане сложно, но я считаю, что в большей степени у меня получилось справиться с этой задачей.
- А что значит для Вас школа и профессия учителя? Что привлекает в этой профессии?
- Я считаю, что общение с детьми не даёт человеку стареть. Ведь учитель должен найти подход к каждому ученику, а для этого нужно понимать, что интересует современных детей. Мы всё время пытаемся не отставать от них, от их интересов, даже если ты не хочешь, то выучишь их сленг, и будешь в курсе новых трендов.
- Как и в любой профессии, есть эмоциональное выгорание, когда не получается что-то в коллективе, с учениками, да и просто наступает общая усталость. Что помогает Вам снять напряжение?
- Для меня лучший отдых - вышивание, это моя отдушина. Но пока дети маленькие, сложнее найти время на хобби. Конечно, сейчас всё своё свободное время стараюсь уделить детям, ведь не зря говорят, что дети учителей часто обделены вниманием. Спасибо директору школы Елене Викторовне (ред. Махрановой) и заместителю директора Наталье Владимировне (ред. Негиной) за понимание. Ведь, когда я выходила на работу, младшему сыну не было и года. И они помогли составить расписание так, чтобы у меня был дополнительный выходной день, который я могла провести с детьми.
- Сейчас «горячая» пора для выпускников. Идёт активный период подачи документов в учебные заведения. Что можете посоветовать молодым юношам и девушкам, которые только идут в профессию учителя?
- Самое главное, не бояться, потому что профессия учителя очень интересная и разносторонняя. Даже если они не будут в дальнейшем работать в школе, в жизни им всегда пригодится педагогическое образование. Ведь во время учёбы прививается умение ладить с другими людьми и это обязательно поможет при работе в любом коллективе.
Мы благодарим Алёну Владимировну за интересную беседу, поздравляем с праздником и желаем крепкого здоровья, счастья и позитива.