
Мы побеседовали с Натальей Дмитриевной о выборе профессии, сложностях и обсудили с какими проблемами, сталкиваются учителя.
- Наталья Дмитриевна, расскажите о себе - откуда Вы, где учились и сколько лет преподаете в школе?
- Я родилась в селе Белогорное Вольского района, училась в Саратовской педагогической университете. В школе я преподаю с 90-го года, получается уже 34 года. Я приехала сюда в 1990 году.
- А в Шиханы как попали?
- Мой старший брат жил здесь и рассказывал, что здесь очень хорошо. По его приглашению я и приехала. В год моего выпуска из университета освободилось место учителя в школе и меня сразу взяли на работу.
- Вы, получается, с самого начала работаете в этой школе?
- Да, я больше нигде не работала.
- Расскажите, почему выбрали эту профессию, эти школьные дисциплины?
- С детьми интереснее работать, чем со взрослыми. Да и все мои подруги были нацелены на педагогический вуз. И, наверное, одна сплоченность, мы же воспитаны в духе патриотизма, взаимопомощи и отзывчивости. У нас мировоззрение сложилось так, что мы всегда должны были идти вперед. Когда были пионерами, безвозмездно шли помогать ветеранам, пожилым. И вот в результате из трех подруг две работают учителями.
- А почему именно английский? В то время, по-моему, был модный немецкий язык?
- Мне вообще все языки нравились. У меня был учитель русского языка и литературы Як Алексеевич, директор школы. Он настолько привил любовь к русскому языку, что изначально я хотела поступать на учителя русского и литературы. Но потом и родственники были против этого, и, можно сказать, я уступила место подруге. В итоге я поступала на учителя иностранного языка. Все же, в старших классах человеку еще трудно определиться с жизненным путем. Думала, что год отучусь и переведусь. Но мне попался замечательный куратор. Алла Алексеевна Романова привила любовь к немецкому языку. Если бы не она, я бы, скорее всего, перевелась. Да и когда вкладываешь большие усилия во что-то, потом бросать уже не хочется. А английский был у нас вторым языком.
- Но ведь быть педагогом - огромная ответственность, с вас берут пример тысячи школьников. Что значит для вас быть учителем?
- Когда я выпускала один класс, нашла такие слова: «Нельзя любить каждый класс одинаково и сравнивать их нельзя». Я поняла, что в ребят нужно просто верить, что у них все получится и жизнь раскроет им свои объятия. Я склоняюсь к тому, что у каждого человека должна быть счастливая семья, любимая работа, он должен гордиться своей Родиной, уважать свои традиции. Вот эти ценности мы, как учителя, должны передавать молодому поколению.
- Что самое трудное в этой профессии на Ваш взгляд?
- Нужно быть готовым ко всему. Постоянно учиться и совершенствоваться. У нас каждый год что-то меняется. И самое трудное в профессии для меня перестать переживать за своих учеников. Голова учителя всегда занята уроками и подготовкой. Мозг постоянно работает, вплоть до каникул и отпуска.
- Среди учителей, есть небольшая шутка, что после 25 лет работы, все учителя потихоньку сходят с ума? Так ли оно?
- Наверное, да, - смеется собеседник, - находясь постоянно в работе, в стрессе, потихоньку начинаешь это замечать. В других профессиях, человек, приходя домой, абстрагируется от работы. Но не учителя. Я понимаю, что моя семья обделена вниманием.
- Я недавно в интернете видела социальный ролик о нарушении личных границ классных учителей родителями. Так ли это?
- Да, на самом деле это большая проблема. Они хотят как лучше, мы это понимаем. Некоторые родители считают, что учителя нужно трогать в его свободное время, некоторые считают обратно. У меня как-то родительницы даже спорили об этом. Сейчас, лично у меня, нет такой проблемы. Надо сказать, что у ребят из моего класса хорошие родители. Спасибо им за понимание.
- Как вы развиваетесь в профессии, и какие навыки хотите приобрести?
- Я хочу развиваться, как мои дети. Больше понимать в современных технологиях, потому что я чувствую, что у меня не такая быстрая реакция, как у них. Я не могу так быстро схватывать.
- С чего начинается ваш день в школе?
- Если я дежурю, то я должна в 7:30 уже быть в школе. Включаю технику, пишу дату, смотрю, все ли в порядке, проверяю все ли ученики пришли на уроки.
- Какие хитрости используете, чтобы удерживать внимание детей?
- Иногда помогает шутка или похвала. Если хвалить за плохое поведение, конечно, это получается с оттенком сарказма, ученику становится даже немного стыдно.
- Помогает ли Ваша профессия в других аспектах жизни?
- Конечно, помогает. Иногда, чтобы выразить точнее свои эмоции, я могу воспользоваться английским или немецким языком.
- А сложно ли, зная три языка, собрать свои мысли?
- Бывает, иногда дома хочется поговорить на иностранном языке.
- Что может улучшить Вашу профессию?
- Я поддерживаю мнение, что чем больше человек знает иностранных языков, чем шире он смотрит на этот мир.
- Кому бы Вы могли порекомендовать свою профессию?
- Трудолюбивому, целеустремленному человеку. Он должен любить детей, без этого в профессии учителя тяжело.
Мы благодарим Наталью Дмитриевну за беседу и поздравляем с заслуженной наградой.